Положение о кафедре

                                                                                                                          

ПОЛОЖЕНИЯ О КАФЕДРЕ

Лесоводства и лесных культур

 

                                                                                                                                                            Обсуждено и принято на заседании Ученого совета ФЛХиЭ

                                                                                                                                                                                                            18 декабря 2018 г., протокол №5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.   Кафедра является основным учебно-научным подразделением Казанского ГАУ. Она осуществляет учебную, учебно-методическую, научно-методическую, организационно-методическую и воспитательную работу среди обучающихся, осуществляет контроль качества учебного процесса по одному или нескольким направлениям подготовки/специальностям, по дисциплинам кафедры, выполняет научно-исследовательскую работу, подготов­ку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, участвует в международной деятельности и профориентационной работе, ведет издательскую деятельность, формирует материально-техническую базу, а также участвует в выполнении других видов работ, контролируемых руководством Университета.

1.2.   По степени участия в процессе подготовки и выпуска специалистов кафедра является выпускающей.

1.3.   Кафедра непосредственно подчиняется декану факультета, в состав которого она входит.

1.4.   Работа кафедры осуществляется в соответствии с перспективными и годовыми планами работ, охватывающими учебную, научно-методическую, организационно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную, международную, профориентационную, издательскую виды деятельности.

Обсуждение хода выполнения этих планов и других вопросов деятельности кафедры проводится на заседаниях научно-педагогических работников кафедры (далее - НПР) под председательством заведующего кафедрой.

На заседания могут быть приглашены представители других кафедр, структурных подразделений, руководства университета, а также предприятий, учреждений и организаций.

1.5.   Кафедра ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел кафедры, утвержденной ректором Университета.

1.6.  Кафедра создается, реорганизуется и ликвидируется приказом ректора на основании решения Ученого совета Университета.

1.7.   Кафедра создается в составе не менее пяти преподавателей, из кото-рых не менее двух должны иметь ученые степени или ученые звания.

1.8.   При реорганизации кафедры все документы, образовавшиеся в про-цессе ее деятельности, передаются на хранение правопреемнику, а при лик-видации - в архив Университета.

1.9.   При ликвидации кафедры всё имущество, закрепленное за кафедрой, подлежит перераспределению между иными структурными подразделениями Университета.

 

  1.  ФУНКЦИИ КАФЕДР

2.1.   Рассмотрение и представление на утверждение в установленном порядке планов работы кафедры, индивидуальных планов работ преподавателей по учебной, учебно-методической, научно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной работе, контроль качества учебного процесса, подготовке научно-педагогических кадров и повышения их квалификации, международной, профориентационной, издательской деятельностях, формировании материально-технической базы и отражение её в разрабатываемых паспортах лабораторий.

2.2.    Выполнение служебных заданий, доведенных до кафедры на календарный год.

2.3.    Разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ дисциплин, в том числе элективных и факультатив­ных дисциплин, фондов оценочных средств, материалов учебно-методического обеспечения дисциплин кафедры.

2.4.    Подготовка учебников, учебных пособий, методических указаний и наглядных пособий по дисциплинам кафедры, а также составление заключений, рецензий по поручению ректора вуза (декана факультета) на учебники, учебные пособия и учебно-методическую литературу, подготовленную другими кафедрами.

2.5.    Создание условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с разработкой адаптированных программ дисциплин.

2.6.    Распределение учебной нагрузки кафедры, её оптимизация путём сопряжения потоков, проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных планами учебной работы кафедры, осуществление контроля трудовой дисциплины, в том числе оперативная замена преподавателя при его отсутствии, заполнение журналов учета педагогической нагрузки и другой документации, своевременное предоставление запрашиваемой руководством Университета информации.

2.7.    Руководство самостоятельной работой обучающихся и выполнением ими всех видов учебных заданий по дисциплинам кафедры, организация индивидуальной подготовки обучающихся, в том числе разработка дополнительных образовательных программ.

2.8.        Обеспечение эффективного использования в образовательной деятельности имеющихся в вузе технических средств обучения, компьютерной техники, лабораторного оборудования.

2.9.        Проведение научных исследований по профилю кафедры и проблемам педагогики высшей школы. Вовлечение и руководство научно-исследовательской работой студентов.

2.10.   Обсуждение законченных научно-исследовательских работ с принятием рекомендаций о возможности использования исследований для подготовки диссертаций или для оформления документации на получение авторских свидетельств и патентов, или опубликования их в виде монографий и научных статей в отечественных и зарубежных изданиях, а также для внедрения в учебный процесс и в производство.

2.11.   Организация участия сотрудников кафедры в вузовских, региональных, всероссийских, международных выставках и конкурсах научно - исследовательских работ, курсовых проектов, научных и других самостоятельных работ обучающихся, а также в проводимых олимпиадах и конкур­сах по дисциплинам кафедры.

2.12.   Организация сотрудничества кафедры с отечественными и зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями, в целях подготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров, выполнения научных и иных работ, а также в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

2.13.   Организация работы по привлечению внебюджетных средств для развития материально-технической базы кафедры, дополнительного стимулирования персонала с целью более активного включения в процессы рыночной экономики в сфере образовательных и других услуг.

2.14.   Выполнение требований охраны труда, пожарной безопасности и гражданской обороны.

2.15.        Совместная работа с центром довузовской подготовки вуза и лесничествами Министерства лесного хозяйства и экологии по разработке и выполнению плана мероприятий по организации набора обучающихся на следующий год.

2.16.        Привлечение работодателей к участию в составе государственных эк­заменационных комиссий (далее - ГЭК) и к участию в формировании образовательных отношений.

2.17.        Участие совместно с деканатом факультета и методической комиссией по направлению подготовки / специальности или ОП (далее образовательных программ) в разработке проекта рабочих учебных планов для представления на экспертизу в учебно-методическое управление (далее УМУ), в том числе индивидуальных учебных планов.

2.18.        Внесение при формировании планов подготовки специалистов предложений по корректировке учебных планов в зависимости от изменяющихся потребностей рынка, развитие практико-ориентированной подготовки и формирование сетевых программ на основе сотрудничества и заключения договоров с предприятиями и организациями.

2.19.        Разработка и представление на утверждение в установленном порядке ОП, их актуализация в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и федеральными нормативными документами.

2.20.        Анализ результатов экзаменационных сессий, контроля остаточных знаний обучающихся, государственных экзаменов и защиты выпускных ква­лификационных работ (далее - ВКР), а также в разработка практических мероприятий по устранению недостатков в подготовке специалистов и по со­вершенствованию учебного процесса по дисциплинам направлений подготовки (специальности).

2.21.    Организация работы кураторов студенческих групп.

2.22.  Организация и руководство практиками обучающихся с заключе­нием договоров на их прохождение.

2.23.    Обеспечение обучающихся до начала выполнения ВКР методиче­скими указаниями, в которых устанавливается обязательный объем требова­ний к ВКР применительно к направлению подготовки (специальности) или ОП.

2.24.    Руководство ВКР с проведением руководителями ВКР в соответствии с утвержденным расписанием консультаций для обучающихся, проведение предварительных защит ВКР. Принятие кафедрой решения о допуске обучающегося к защите.

2.25.    Разработка мероприятий по устранению недостатков в подготовке выпускников и их реализация на основании заключения и рекомендаций председателя ГЭК по итогам проведения ГИА.

2.26.    Организация участия в вузовских, региональных, всероссийских, международных конкурсах ВКР и олимпиадах по направлениям подготовки.

2.27.    Организация и поведение мероприятий по профессиональной ориен­тации учащейся и работающей молодежи.

 

  1. СТРУКТУРА И ШТАТЫ КАФЕДРЫ

3.1.   Структура кафедры и ее штаты ежегодно утверждаются ректором уни­верситета. Профессиональный состав кафедры формируется кафедрой с уче­том объема и характера учебной нагрузки, выполняемой в соответствии с учебными планами подготовки обучающихся, а также характером и объемом научной работы.

3.2.   Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, который избирается на Ученом совете в соответствии с Положением о выборах заведующих кафедр и деканов из наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющий, ученую степень и ученое звание. Заведующий кафедрой избирается путем тайного голосования по рекомендации кафедры, ректора и утверждается в должности приказом ректора.

Заведующий кафедрой осуществляет организацию и руководство всеми направлениями деятельности кафедры. Заведующий кафедрой несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на кафедру задач, реализацию плана работы кафедры по всем направлениям деятельности.

3.3.     В состав кафедры могут входить:

3.3.1.        Профессорско-преподавательский состав (далее - ППС): заведующий кафедрой, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты.

3.3.2.        Учебно-вспомогательный персонал (далее - УВП), в том числе за­ведующий учебным кабинетом, заведующий учебной лабораторией, лаборанты.

Комплектование кафедры педагогическими кадрами осуществляется по

трудовому договору с предварительным прохождением конкурсного отбора.

3.4.    Кафедра может иметь в своем составе учебные лаборатории, кабинеты и другие подразделения, обеспечивающие учебный и научный процесс. Выпускающая кафедра может иметь филиалы, базовые кафедры на территории предприя­тия (организации, учреждения) при заключении соответствующего договора для использования его материально-технической базы.

 

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ

4.1.    Все должности в вузе в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации о труде замещаются по трудовому договору.

4.2.    Для преподавателей и научного состава перед заключением трудового договора проводится конкурсный отбор претендентов в установленном порядке.

4.3.    Основные права и обязанности работников кафедры указаны в заключаемых ими контрактах.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

5.1.     Деятельность кафедры осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы и должностными обязанностями работников кафедры.

5.2.     Контроль за деятельностью кафедры осуществляет декан факультета.

Дата обновления:18.10.2020